Проблемы этнокультурного компонента в отечественной образовательной системе
Интересным и бесспорно перспективным для отечественной системы образования может стать и так называемый этнофункциональный подход к проблеме психического развития человека, приобретающий все большую популярность в образовательной системе Российской Федерации . Данный подход к человеку, к его внутренней и внешней среде рассматривает не только социокультурные, но и все другие элементы среды с точки зрения их этнической функции. По мнению создателей этого подхода, социокультурные, расово-биологические и ландшафтно-климатические элементы внутренней и внешней среды человека обладают этнической функциональностью - интегрирующей и этнодифференцирующей его с тем или иным этносом или этнической системой. Следует особо отметить, что при данном подходе к психике учитывается наличие существенных различий отношений человека к традиционным стереотипам поведения, ценностям, определенным психическим состояниям и другим элементам психики в разных культурах . Современная цивилизация характеризуется крайней этнокультурной «мозаичностью», поэтому интериоризация всевозможных культурных форм с точки зрения этнофункционального подхода создает условия для возникновения конфликтов в психике человека. Восприятие мира, и культуры в частности, предстает для человека в виде «мозаики», состоящей из весьма разнородных элементов. По мнению Ю.Н. Давыдова, «возникает впечатление, что этносы не существуют в позитивистском смысле, а имеет место некое культурное многообразие, .. .стремящийся к самоорганизации континуум из объективно существующих и отличных друг от друга элементов общества и культуры».
Социальная и практическая актуальность этнофункционального подхода к психическому развитию наглядно иллюстрируется взглядами автора концепции «позитивной кросс-культурной психотерапии», известного немецкого психолога и психиатра Н. Пезешкиана. Рассматривая воспитание в тесной связи (по своим целям и методам) с психотерапией, автор отмечает, что сегодня почти не сохранилось четкой системы оценок применительно к такой области, как «правильное воспитание». В прежние времена различия и мораль обеспечивали критерии, стандарты и цели обучения и социального поведения. В современном же мире, пишет Н. Пезешкиан, «из закрытых обществ прежних времен возник новый, более открытый мир. Плюралистическое сосуществование во многих семьях и группах, где каждый придерживается различных философских, этических и религиозных взглядов и живет согласно специфическим производственным отношениям и правилам человеческого поведения, становится нормой воспитательной ситуации внутри отдельной семьи. Это превращает кросс-культурный подход в основу межличностных отношений». Основным и, на наш взгляд, перспективным для современной отечественной системы образования в этнофункциональном подходе к психическому развитию является то, что он опирается на этнокультурную специфику с учетом возрастной периодизации и детерминации зон ближайшего развития в психике человека, т.е., например, того, какими должны быть содержание и динамика воспитания детей различного возраста в различных этнокультурных условиях.
Конечно, соотношение диалектического единства общечеловеческих компонентов и их этнокультурных частностей в обществе во многом зависит от государственной политики. В любом государстве существуют способы, которыми задается тон отношениям между разнообразными субъектами общественной жизни. Это воздействие осуществляется в том числе и через образовательную политику, через управление наукой, искусством, религией, через выработку и транслирование определенной идеологии с помощью всевозможных средств коммуникации. Образовательная политика в свою очередь предполагает отбор вполне определенных культурных ценностей, которые распространяются по существующим и создаваемым каналам. И такая система свойственна политике всех государств во все исторические эпохи. Правда, в образовательной политике того или иного государства можно заметить также и свою специфичность. Так, в советский период истории нашей страны государство декларировало идею сближения народов, выравнивания их экономического и культурного развития. В сегодняшней Беларуси концепция государственной национальной политики и другие директивные акты свидетельствуют о том, что этническая политика скорее всего будет определяться политикой, стремящейся к равноправию различных культур, хотя прежние тенденции сохранения модели гегемонии одной культуры еще довольно ощутимы. Вместе с тем воплощение теоретических моделей в практическую реальность может стать нелегкой задачей. Особой взвешенности требует превращение научных знаний в образовательные технологии. Важно, чтобы любая форма образования прежде всего воспитывала личность, владеющую знаниями о самой себе, о «своих корнях», ориентированную на диалог с другими людьми и демонстрирующую общность базовых ценностей человечества.